Язык и речь (стр. 5-10) - 3 класс - Канакина (учебник)



Виды речи


Упражнение 1.
Прочитайте выразительно стихотворение. Определите тему и главную мысль текста. Спишите любое четверостишие. Проверьте себя.

Тема текста: Первое сентября.
Главная мысль: День знаний - радостный праздник. Он открывает для каждого ученика дорогу к новым знаниям.

Упражнение 2.
Прочитайте. Обсудите, как бы вы ответили на какой-либо из этих вопросов.

Устная речь помогает человеку общаться с другими людьми, спрашивать, объяснять, обмениваться информацией.
Письменную речь изобрели, чтобы записывать устную, писать письма, делать заметки, чтобы не забыть что-то важное, передавать будущему поколению знания на бумаге.
Внутренней речью человек пользуется для рассуждений, мечтаний.

Упражнение 3.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Как вы думаете, какую речь называют хорошей? Запишите одну из пословиц по памяти. Проверьте себя.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь. - При разговоре надо говорить по очереди, если говорить вместе, то друг друга можно не услышать и разговора не получится.
Хорошие речи приятно и слушать. - Грамотную и хорошо поставленную речь всегда приятно и полезно слушать.
Говорит день до вечера, а слушать нечего. - Есть люди, которые говорят много, но без какой-либо пользы. Такие речи называют пустыми, их слушать не интересно.
По речи узнают человека. - По тому, как человек говорит, можно узнать, насколько он умный, какой у него характер.
Сначала подумай, потом говори. - Речь может обидеть, если говорить все подряд и не думать. Поэтому всегда надо продумывать каждое слово, прежде чем говорить.
Хорошей речью называют ту, в которой прослеживается тема, выражается мысль, все слова грамотные и стоят на своих местах.

Упражнение 4.
Рассмотрите рисунок. Определите тему рисунка. Составьте по нему небольшой текст и расскажите его. Озаглавьте свой текст. Какой речью (устной, письменной или внутренней) вы пользовались, когда обдумывали содержание текста? Когда его рассказывали? А какой речью вы воспользуетесь для того, чтобы записать текст? Напишите небольшое сочинение на данную тему.

Тема рисунка: первое сентября.
Когда обдумывал содержание текста, я использовал внутреннюю речь, когда рассказывал - устную, а когда записывал - письменную.
День знаний.
День знаний проходит каждый год первого сентября. В этот день дети наряжаются в школьную форму, берут большие ранцы и красивые цветы и отправляются в школу. Первое сентября - радостный день для всех, кто хочет учиться и получать новые знания.

Для чего нужен язык?


Упражнение 5.
Прочитайте. Отгадайте загадки. Почему отгадкой к данным загадкам будет одно и то же слово? Объясните его лексическое значение. В каком еще значении употребляется слово-отгадка? Запишите любую загадку и отгадку.

Отгадка - язык. Это слово омоним. Оно имеет несколько значений.
Орган в полости рта у позвоночных животных и человека.
Орган человека, который участвует в образовании звуков речи
Система словесного выражения мыслей, которая служит средством общения.

Упражнение 6.
Прочитайте высказывание Л.Успенского. Спишите. Обсудите, как вы поняли это высказывание.

Одно из значений слова “язык” - система словесного выражения мыслей, которая служит средством общения. То есть это набор звуков, букв и слов, которые понятны другим людям и передают им информацию. Бывает русский язык, английский и другие.

Упражнение 7.
Рассмотрите рисунки. Прочитайте. На каком языке общаются дети? Как вы об этом узнали? Удалось ли вам прочитать второй диалог? Почему? Какие языки изучают ученики вашей школы? Какой язык для тебя родной? Почему? На каком языке говорят в вашем городе (поселке, селе, деревне)? На каком языке общаются люди разных национальностей в России?

На первом рисунке дети общаются на русском языке, на втором - на английском. Это можно понять по буквам и словам. Второй диалог удалось прочитать, потому что мы со 2 класса изучаем английский язык и эти фразы уже проходили.
Ученики нашей школы изучают русский и английский языки. Для меня родной - русский язык. В нашем городе тоже разговаривают на русском. Люди разных национальностей в России разговаривают на русском, потому что это государственный язык страны.

Упражнение 8.
Прочитайте. Спишите предложение. Какая мысль заключена в предложении? Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы хорошо говорить и писать?

Говорить и писать люди учатся постоянно, потому что в языке появляются новые слова. Также человек постоянно узнает для себя новые слова, которые не знал раньше, он узнает их значение и написание. Так человек должен учиться всю свою жизнь, чтобы хорошо писать и говорить.

Упражнение 9.
Прочитайте. Спишите. Каков русский язык? Что подчеркивает Александр Иванович Куприн? Как вы поняли значение выделенных слов? В каких случаях русский язык становится именно таким?

Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен. Куприн подчеркивает то, что языком надо уметь пользоваться и тогда он будет наделен многими возможностями.
Певуч - он мелодичен, его можно пропеть. Выразителен - им можно выразить любые эмоции и слова. Гибок - каждое слово можно изменить под конкретную ситуацию. Вместителен - в нем очень много слов.

Упражнение 10.
Прочитайте выразительно. Спишите.
Какие слова выражают авторское отношение к золотой поре осени? Найдите в этих поэтических строках подтверждение мысли Куприна о русском языке.

Язык и речь (стр. 5-10)

Пушкин использует разные образы, которые передают его отношение к осени. Это подтверждает слова Куприна, что русский язык богат, гибок и вместителен.