Текст (стр 12-14) - 3 класс - Канакина (учебник)



Упражнение 11.
Прочитайте. Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте его. Запишите заголовок и текст. Подчеркните имена прилагательные.

Текст (стр 12-14)

Это текст, так как состоит из нескольких предложений, объединенных одним смыслом и темой. Его можно озаглавить.
Тема: Соловей.
Главная мысль: Даже при неприметной серой внешности птица соловей имеет прекрасный голос.
Заголовок: Соловей.

Упражнение 12.
Прочитайте. Почему автор выделил в тексте три части? Придумайте заголовки к каждой части и ко всему тексту. Спишите любую часть текста, а перед ней запишите заголовок этой части. Подчеркните в предложениях глаголы. Какую роль они играют в изображении картины, нарисованной писателем?

Автор выделил в тексте три части по смыслу: начало, основная часть и концовка.
Заголовок к тексту: Утёнок в ямке.
  1. Ямка.
  2. Жёлтенький шарик.
  3. Спасение утёнка.

Текст (стр 12-14)

Глаголы играют роль действия с героями картины

Упражнение 13.
Рассмотрите схему “Типы текстов”. Объясните ее название. Расскажите, какие бывают тексты и как их различить. Какой вопрос можно задать к каждому из текстов? Прочитайте еще раз тексты упр.11 и 12. Какой из них является текстом-описанием, а какой - текстом-повествованием? Объясните свой ответ. Если бы мы создавали мультфильм к текстам упр. 11 и 12, то содержание какого текста мы могли бы передать в одном кадре? в нескольких кадрах? Определите тип текста по данным заголовкам:
  1. Как мы ходили в лес за грибами.
  2. Почему нельзя собирать мухоморы?
  3. Красив гриб-боровик!


Название схемы “Типы текстов” - “Какие бывают тексты?” потому, что в схеме показано, какими тексты могут быть, написано, на какой общий вопрос должен отвечать каждый тип текста. Повествование рассказывает о каком-либо событии, действии - что, где, когда и как произошло. Описание состоит из обозначения внешнего вида, облика, атмосферы и прочего - отвечает на вопрос какой, какая, какое, какие. В тексте Рассуждении автор объясняет или доказывает что-либо. Отвечает такой текст на вопрос “Почему”.
В упр.11 текст Описание. Потому что в нем описывается внешний вид соловья - текст отвечает на вопрос “Какой?”. Его содержание можно передать в одном кадре.
В упр. 12 текст Повествование. В тексте рассказано кто, где оказался в опасности, как и при каких обстоятельствах был спасен. Его содержание можно передать в нескольких кадрах.
Типы текста по заголовкам:
  1. Повествование.
  2. Рассуждение.
  3. Описание.


Упражнение 14.
Прочитайте. Обсудите, как составить из этих предложений текст. Прочитайте составленный текст. Определите тип текста: это описание или повествование? Объясните значение выделенных предложений и сочетаний слов. Озаглавьте текст. Запишите заголовок и текст. Подчеркните имена прилагательные. Какую роль они выполняют в тексте?

Всем орехам орех!

В лесу рос куст орешника. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветви длинные, гибкие. К осени на ветках орешки созрели. Вот из-под листика большой орех выглядывает. Да какой орех! Всем орехам орех! Сам круглый, бока золотистые, сверху шапочка набекрень.
Это текст-описание, так как в нем описывается выросший орех. Прилагательные помогают описать то, что видит автор.
Да какой орех! - Очень красивый орех, выглядит прекрасно.
Всем орехам орех! - Лучше всех остальных орехов.
Шапочка набекрень - У ореха есть сверху плюска, которая крепится к ветке, она напоминает шапочку.

Упражнение 15.
Прочитайте. Это текст-описание или текст-рассуждение? Объясните написание выделенных орфограмм. Спишите первое предложение. Подчеркните в нем имена существительные.

Это текст-рассуждение, потому что можно задать вопрос “Почему?”.
Земля, Венера - имена собственные, пишутся с заглавной буквы.
оболочка, облачный - орфограмма -чк-/-чн-, пишем без ь
издали - безударная гласная, проверочное слово “даль”.
серебристой - словарное слово, запоминаем написание
кислород - парные согласные, проверяем “кислорода”
Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера золотистой?

Упражнение 16.
Вспомните интересный случай, который произошел с вами или очевидцем которого вы были. Составьте повествовательный текст на эту тему: сначала расскажите о том, как всё началось, потом опишите сам случай (событие), в конце расскажите, чем всё закончилось.

Однажды мама разбудила меня рано утром и сказала, что мы едем в одно волшебное место. Я быстро встала, позавтракала, оделась. Потом мы сели в машину и поехали.
Ехали долго мимо полей и лесов. Когда машина остановилась, я увидела неприметное серое здание в небольшой деревне. На входе я прочитала вывеску “Музей кукол”. Внутри было очень много кукол и работник музея рассказывала историю почти каждой игрушки. Мне так хотелось их все потрогать. Особенно мне понравилась одна, немного потрепанная, с большими голубыми глазами. Я долго стояла разглядывала ее, но мама сказала, что пора ехать домой.
Когда мы уже направлялись к машине, то за нами пошла работница музея. В руках она несла ту самую куклу. Она сказала, что это её кукла, которую она принесла из дома и поставила среди других. Женщина решила подарить мне ее. Мне было очень приятно и я подарила в ответ свой рисунок, который нарисовала в машине по дороге до музея.