Предложение (стр 15-34) - 3 класс - Канакина (учебник)



Что такое предложение?


Упражнение 17.

Вопрос: Прочитайте. Можно ли выразительно прочитать эту запись? Выделите предложения. Прочитайте вполголоса каждое предложение. Понижается ли голос в конце? Не забывайте делать паузу между предложениями. Вспомните, как обозначается на письме начало и конец предложения и как пишутся слова в предложении. Запишите текст.
Ответ: Запись нельзя прочитать выразительно, так как в ней нет предложений.
Прошло жаркое лето. Наступает осень. На деревьях появляются желтые листочки. Ярко краснеют алые гроздья рябины. Над рябиной вьются дрозды.
В выделенных предложениях голос в конце понижается. Первое слово предложения всегда пишется с заглавной буквы. В конце нужно ставить точку, вопросительный или восклицательный знак. Каждое слово пишется отдельно.

Упражнение 18.

Вопрос: Прочитайте заголовок и слова. Что нужно сделать, чтобы из слов каждой строки сложилось предложение? Запишите составленные предложения. Подчеркните в каждом из них главные члены: подлежащее и сказуемое.
Ответ: Чтобы из слов каждой строки сложилось предложение, нужно связать их по смыслу.
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 19.

Вопрос: Прочитайте. Озаглавьте текст. Как вы понимаете выражения видимо-невидимо, усатые колосья? В каком значении употреблено слово хлеб? Почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания? Найдите в тексте диалог. Объясните, как вы его узнали. Спишите диалог. Проверьте себя. Выразительно прочитайте диалог по ролям.
Ответ: Заголовок: Такой разный хлеб
Видимо-невидимо - везде вокруг, очень много
Усатые колосья - у каждого колоска есть щетинки, которые напоминают усики
Слово "Хлеб” употреблено в значении злак, злаковая культура для производства муки, из нее делают хлеб, булочки, баранки.
В конце предложений поставлены разные знаки препинания, чтобы при чтении сделать правильную интонации и можно было понять, где вопрос, а где восклицание.
Диалог можно узнать по тире в начале каждой строки.
Предложение (стр 15-34)


Виды предложений по цели высказывания


Упражнение 20.

Вопрос: Прочитайте. Прочитайте предложения, в которых содержится вопрос. С какой целью употреблены эти предложения в тексте? А какое слово в каждом из них вы произнесли с усилением голоса и почему? О чем сообщается в других предложениях? Прочитайте их. Что вы узнали о растении овёс? Произнесите эти предложения спокойно, с понижением голоса в конце. С какой целью употреблены эти предложения в тексте?
Ответ: Вопросительные предложения нужны для обращения к читателю, для того чтобы, на них обратили внимание. В вопросительных предложениях усиление голоса происходит на последнее слово, чтобы читатель обратил внимание на сам вопрос.
В других предложениях содержится ответ на вопрос - описание овса. Они дают читателю информацию об этом растении. Из этих предложений мы узнали, как выглядит растение овёс.

Упражнение 21.

Вопрос: Прочитайте текст упр.20 ещё раз. Спишите одно из двух последних вопросительных предложений. Запишите ответ на вопрос, заключенный в этом предложении.[
Ответ: Что можно приготовить из овсяной муки? - Из овсяной муки можно приготовить хлеб, блины, оладьи, печенье.

Упражнение 22.

Вопрос: Прочитайте выразительно. Почувствовали ли вы, что произносили эти предложения с интонацией побуждения? Что в ней выражается: пожелание, совет, приказ, просьба? С какой целью употреблены эти предложения? Спишите предложения.
Ответ: Указанные предложения произносятся с интонацией побуждения. В них выражается пожелание и просьба. Они нужны, чтобы призвать читателей к правильному поведению.

Упражнение 23.

Вопрос: Прочитайте каждое побудительное предложение, выражая голосом сначала просьбу, потом приказание. Какой темой можно объединить эти предложения? Можно ли их назвать правилами поведения?
Ответ: Все эти предложения можно объединить темой правил поведения.

Упражнение 24.

Вопрос: Прочитайте предложения. Какая это сказка? Каким по цели высказывания является каждое предложение? Объясните свой ответ. Спишите повествовательные предложения. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
Ответ: Это сказка "Золотой ключик, или приключения Буратино”.
Предложения 1,2,6 - повествовательные. 5 - вопросительное, а 3,4 - побудительные. Вопросительное предложение заканчивается вопросительным знаком, повествовательные - точкой. Побудительные содержат призыв к действию или просьбу.
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 25.

Вопрос: Прочитайте вопросительные предложения, выделяя голосом слова...

Ответ: Предложения, в которых выделены интонацией разные слова, отличны по смыслу.
Предложение (стр 15-34)

Клесты рождаются зимой.

Упражнение 26.

Вопрос: Рассмотрите в "Картинной галерее” учебника репродукцию картины Константина Егоровича Маковского "Дети, бегущие от грозы”...

Ответ: Рассказ по картине с опорными словами, а также её описание можно прочитать по ссылке.

Виды предложений по интонации


Упражнение 27.

Вопрос: Прочитайте. Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?
Ответ: Предложения с восклицательным знаком надо произносить с восклицательной интонацией, с подъемом голоса. Такие предложения используют в речи, когда надо выразить чувства, показать эмоции.

Упражнение 28.

Вопрос: Прочитайте. Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ. Спишите поэтические строки.
Ответ: Эти предложения наполнены чувством восторга. По интонации все они восклицательные, так как в них показано восхищение.

Упражнение 29.

Вопрос: Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

Ответ:
Предложение (стр 15-34)

Предложения по порядку: невосклицательное, восклицательное, восклицательное.

Упражнение 30.

Вопрос: Прочитайте. Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации. Прочитайте предложения еще раз, но произносите их с восклицательной интонацией. Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?
Ответ:
1 - Повествовательное, невосклицательное.
2 - Повествовательное, невосклицательное.
3 - Вопросительное, невосклицательное.
4 - Повествовательное, невосклицательное.
5 - Побудительное, невосклицательное.
6 - Побудительное, невосклицательное.
Если прочитать эти предложения с восклицательной интонацией, то они будут выражать: 1) радость. 2) тревогу. 3) возмущение. 4) сожаление. 5) приказ. 6) призыв-торжество.

Упражнение 31.

Вопрос: Прочитайте схему "Виды предложений” (с.22). Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.
Ответ: Предложения по цели высказывания могут быть повествовательными, вопросительными и побудительными.
По интонации выделяют восклицательные и невосклицательные предложения.
Повествовательное, невосклицательное. - Бабушка сварила кашу.
Повествовательное, восклицательное. - Мы пойдем гулять!
Вопросительное, невосклицательное. - Ты будешь молоко?
Вопросительное, восклицательное. - Что здесь происходит?!
Побудительное, невосклицательное. - Возьми яблоко из той чашки.
Побудительное, восклицательное. - Наливай чай аккуратно!

Упражнение 32.

Вопрос: Прочитайте стихотворение. Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.
Ответ:


Знак препинания в конце каждого предложения зависит от цели высказывания и интонации.
скучать - орфограмма ча/ща, пишем А
хоботок - безударная гласная, проверяем словом хОбот
цветик - безударная гласная, проверяем словом цвЕтик
подлетает - безударная гласная, проверяем словом полЁт
Предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения: "Тому, кто занят делом, просто некогда скучать!”

Упражнение 33.

Вопрос: Прочитайте. Объясните значение слова таволга. Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему? Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения. Запишите, обозначая начало и конец предложений.
Ответ: Таволга - травянистое растение с белыми соцветиями, растущее на лугу.
Выразительно прочитать эту запись нельзя, так как отсутствуют знаки препинания, не обозначены начало и конец каждого предложения, невозможно определиться с интонацией.


Первое предложение имеет вопросительную интонацию, поэтому ставим вопросительный знак. Дальше мы видим предложения, в которых заложено "восхищение”, поэтому надо поставить восклицательный знак.

Что такое обращение?


Упражнение 34.

Вопрос: Прочитайте диалоги. Почему они вызывают улыбку? Какой диалог вам показался интереснее? Почему? Определите, какой рисунок к какому диалогу относится. К кому обращаются участники диалогов? Спишите любой диалог. Подчеркните слово, называющее лицо, к которому обращена речь. Как это слово отделено от других слов предложения?
Ответ:
Предложение (стр 15-34)

Диалоги вызывают улыбку, потому что в них описана смешная ситуация. Самым интересным показался третий диалог, потому что бегемоты не умеют прыгать и имеют большой вес. Бегемот может уйти под воду вместе с кувшинкой.
Обращение в каждом диалоге отделено от других слов запятой.

Упражнение 35.

Вопрос: Прочитайте. Из каких сказок А.Пушкина эти предложения? Прочитайте вполголоса, передавая интонацию каждого предложения. Скажите, как на письме выделено обращение в начале, в середине и в конце предложений. Спишите, ставя нужные знаки в конце предложений. Подчеркните обращения.
Ответ:
1,2 - Сказка о рыбаке и рыбке
3 - Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”
4 - Сказка о попе и работнике его Балде
5 - Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Обращения в начале предложения отделяются запятой после самого обращения. В середине предложения - обращения отделяются запятой с обеих сторон. В конце предложения запятая ставится перед обращением.
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 36.

Вопрос: Рассмотрите рисунок. Определите тему, придумайте для него название. Составьте по рисунку небольшой текст, включите в него диалог. Подготовьтесь рассказать получившийся текст. Запишите только диалог. Подчеркните в нем обращения.
Ответ:
Цапля
Света и Семён гуляли по лугу. За ним находилось небольшое озеро. Дети побежали в нему и вдруг замерли. В воде стояла красивая птица.
- Света, смотри, что это за птица?
- Это же цапля, Семён!
- А почему она здесь спряталась?
- Она не спряталась, Семён, лягушек ищет на обед.
Дети еще немного понаблюдали за цаплей и отправились домой.

Главные и второстепенные члены предложения


Упражнение 37.

Вопрос: Прочитайте. Определите границы предложений. Прочитайте предложения с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения. Запишите, правильно обозначая начало и конец предложений.
Ответ: Барсук готовит на зиму постель. (повеств.невоскл.) Он толкает в нору ворох осенних листьев. (повеств.невоскл.) Вдруг глухой стук заставил барсука вздрогнуть. (повеств.невоскл.) Что это? (вопросит.невоскл) Это упал с дуба спелый жёлудь. (повеств.невоскл.)

Упражнение 38.

Вопрос: Прочитайте схему "Члены предложения” (с.27). Расскажите о том, что вы знаете о членах предложения, пользуясь схемой.
Ответ: Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные - это подлежащее и сказуемое. Вместе они составляют основу предложения. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?” или "что?”, обозначает о ком или чем говорится в предложении. Сказуемое отвечает на вопросы "Что делает?”, "Что сделал?”, "Что будет делать?” и так далее. Обозначает действие, которое происходит с подлежащим.
Второстепенные члены предложения поясняют всё, что происходит вокруг главных членов предложения. Отвечают на вопросы - кого? куда? где? откуда? как? когда? чему? чем? и так далее.

Упражнение 39.
 

Вопрос: Прочитайте. Сравните первое и второе предложения. Объясните, чем они отличаются. Какое предложение является распространенным, а какое - нераспространенным? Спишите распространенное предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Какой (какие) из второстепенных членов этого предложения поясняет (уточняет) сказуемое, подлежащее? Поставьте вопрос к каждому второстепенному члену предложения.

Ответ: Первое предложение нераспространенное. Второе - распространенное.

Предложение (стр 15-34)

 



Упражнение 40.

Вопрос: Прочитайте. Составьте из слов каждой группы предложения так: сначала подберите слова, которые будут в предложении главными членами, потом - слова, которые будут их пояснять. Запишите составленные предложения. Какой темой их можно объединить? Дополните текст еще одним предложением на эту же тему. Подчеркните во втором предложении главные члены. Скажите, какую роль выполняют в этом предложении второстепенные члены.
Ответ:
1 - Красное лето уже прошло.
2 - Журавли улетели в теплые страны.
3 - Ёж спрятался в гнездо под корнями сосны.
4 - Жуки спрятались в кору деревьев.
5 - Змеи и ящерицы зарылись в теплый мох.
6 - Медведь выбрал место для берлоги.
Тема: Осенью звери готовятся к зиме.
Доп.предложение: Сурки уже приготовили себе кроватку из соломы для спячки.
Предложение (стр 15-34)

Второстепенные члены во втором предложении указывают куда улетели журавли.

Упражнение 41.

Вопрос: Прочитайте. Распространите предложения второстепенными членами, используя слова из скобок. Запишите. Составят ли предложения текст? Почему? Придумайте к тексту заголовок.
Ответ:
Белочка и медвежонок.
Рыжая белочка сидела на пеньке. Она грызла еловую шишку. Вдруг к белочке подбежал маленький медвежонок. Он хотел поиграть с ней. Рыжий зверёк быстро запрыгнул на высокую ель.
Предложения составят текст потому что они связаны по смыслу и объединены общей темой.

Упражнение 42.

Вопрос: Прочитайте. Объясните друг другу, как найти в данных предложениях главные и второстепенные члены предложения. Запишите одно из предложений по памяти. Проверьте себя. Подчеркните основу предложения.
Ответ:
Главные члены предложения отвечают на вопросы кто?/что? и что делает?/что сделает?, то есть показан кто-то, который связан с действием. Второстепенные члены предложения отвечают на все остальные вопросы и поясняют где, когда и при каких обстоятельствах произошло действие.
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 43.

Вопрос: Прочитайте предложение. Прочитайте Памятку 2. Обратите внимание на последовательность действий при разборе. Разберите данное предложение по членам, пользуясь Памяткой 2 (кроме п.6).
Ответ:
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 44.

Вопрос: Прочитайте. Напишите строки по памяти. Проверьте себя.
Ответ:
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 45.

Вопрос: Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выберите любое предложение для разбора по членам предложения. Скажите, как вы будете его разбирать.
Ответ:
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 46.

Вопрос: Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала нераспространенные предложения, затем распространенные. Подчеркните основу каждого предложения (главные члены). Разберите любое распространенное предложение по членам.
Ответ:
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 47.

Вопрос: Рассмотрите схемы предложений. Какие предложения из упр.46 подойдут к этим схемам? Запишите эти предложения. Устно разберите их по членам предложения. Начертите схему к одному из других распространенных предложений из упр.46. Объясните, как вы это делали.
Ответ:
В огороде созрели красные помидоры. (Что? Помидоры. Подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Помидоры что сделали? Созрели. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Созрели где? В огороде - второстепенный член предложения. Помидоры какие? Красные - второстепенный член предложения.)
Ворона громко каркнула. (Кто? Ворона - подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Ворона что сделала? Каркнула - сказуемое - подчеркиваем двумя чертами. Каркнула как? Громко - второстепенный член предложения.)
Расцвела душистая сирень.
Предложение (стр 15-34)

Что? Сирень. Подлежащее. Сирень что сделала? Расцвела - Сказуемое. Сирень какая? Душистая - второстепенный член предложения.


Простое и сложное предложения


Упражнение 48.

Вопрос: Прочитайте. Спишите предложения. Подчеркните основу каждого предложения. Сколько основ в каждом предложении? В каких предложениях основа состоит из двух главных членов, а в каких - из одного главного члена?
Ответ:
Предложение (стр 15-34)

В каждом предложении одна основа. В двух предложениях “Осень.” и “Подморозило.” основа состоит из одного главного члена, в остальных - из двух.

Упражнение 49.

Вопрос: Прочитайте. Спишите. Докажите, что первое предложение простое. Подчеркните его основу. Можно ли назвать второе предложение простым? Почему? Посчитайте, сколько в нем основ. Как бы вы назвали второе предложение: простым или сложным? Как отделены друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?
Ответ:
В первом предложении только одна грамматическая основа - “выдался денёк”. Значит предложение простое..
Предложение (стр 15-34)

Второе предложение нельзя назвать простым, так как в нем несколько грамматических основ. Их 3. Такое предложение стоит называть сложным. Простые предложения, входящие в состав сложного, отделяют друг от друга запятыми.

Упражнение 50.

Вопрос: Прочитайте. Спишите. Определите, какое это предложение: простое или сложное? Прочитайте еще раз. Произносится ли первое и второе простые предложения с интонацией конца предложения? Какой темой связаны по смыслу предложения, входящие в состав сложного? Подчеркните главные члены в частях сложного предложения.
Ответ:
Это сложное предложение, так как в нем три грамматические основы. Первое и второе предложения не произносятся с интонацией конца предложения. Все три предложения связаны темой заката.
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 51.

Вопрос: Прочитайте. Спишите. Докажите, что только одно из двух предложений сложное. Сколько в нем простых предложений. Объясните знаки препинания в сложном предложении. Подчеркните главные члены в каждом простом предложении, входящем в состав сложного предложения. Найдите в предложении многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном значении?
Ответ:
Последнее предложение сложное, так как в нем три грамматические основы “зарумянился восток”, “выходит стадо” и “заливается рожок”. Это три предложения. Грамматические основы отделяют друга запятой.
Предложение (стр 15-34)

Многозначные слова: золотою, зарумянился, заливается, рожок.
В переносном значении употреблены:
золотою - цвет золота
зарумянился - покраснел
заливается - звучит

Упражнение 52.

Вопрос:Рассмотрите схему. Расскажите, как отличить простое предложение от сложного. Какой знак препинания ставится между частями сложного предложения?
Ответ:
В простом предложении одна грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), в сложном - 2 и более. Между частями сложного предложения ставится запятая.

Упражнение 53.

Вопрос:Прочитайте. Что обозначает слово заря? А что обозначает выражение заря горела? Докажите, что вы прочитали сложные предложения. Запишите их. Подчеркните главные члены в каждой части сложных предложений.
Ответ:
Заря - это природное явление, когда облака на горизонте окрашиваются яркими цветами.
Заря горела - означает, что облака на горизонте окрасили в ярко-красные цвета, подобно горящему пламени.
Я прочитала сложные предложения, так как в них по две грамматические основы, отделенные запятой.
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 54.

Вопрос:Прочитайте. Вспомните названия сказок. Обсудите, в каких предложениях пропущена запятая и где ее нужно поставить. Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые.
Ответ:
1. Сказка о рыбаке и рыбке. А.С.Пушкин
2. Сказка о царе Салтане. А.С.Пушкин
3. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. А.С.Пушкин
4. Сказка о царе Салтане. А.С.Пушкин
В каждом предложении пропущена запятая, разделяющая две основы сложного предложения.
Предложение (стр 15-34)


Упражнение 55.

Вопрос:Прочитайте. Образуйте сложное предложение из двух простых предложений. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное. Запишите составленные предложения. Правильно расставьте знаки препинания. Найдите среди предложений пословицы. Какая главная мысль заключена в каждой из них? В каких случаях жизни уместно употребить эти пословицы?
Ответ:
Первое и третье предложения - пословицы.
1. Мир строит, а война разрушает. - В мирное время люди строят свою жизнь, облагораживают территории, возводят новые дома. Во время войны вокруг происходят одни разрушения. Уместно употребить пословицу, когда кто-то ссорится, затевает войну.
2. Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз.
3. Труд человека кормит, а лень портит. - Когда человек работает, он зарабатывает себе на пропитание, на развитие, на жизнь, но если лениться, то ничего хорошего не выйдет. Уместно употребить, когда кто-то отлынивает от работы.

Упражнение 56.

Вопрос:Прочитайте Памятку 3. Пользуясь Памяткой, охарактеризуйте данные предложения.
Ответ:
Гроза прошла? - Предложение по цели высказывания вопросительное. По интонации невосклицательное. Предложение простое (в нем одна основа), нераспространенное.
Гроза прошла! - Предложение по цели высказывания повествовательное. По интонации восклицательное. Предложение простое (в нем одна основа), нераспространенное.
Гроза прошла. - Предложение по цели высказывания повествовательное. По интонации невосклицательное. Предложение простое (в нем одна основа), нераспространенное.
Выглянуло солнышко, и весело запели птицы. - Предложение по цели высказывания повествовательное. По интонации невосклицательное. Предложение сложное (в нем две основы), распространенное.