Разряды имён прилагательных по значению - Ефремова, 6 класс (рабочая тетрадь).



66. Укажите разряды прилагательных в предложениях. Подчеркните прилагательные как члены предложения.
Разряды имён прилагательных по значению

Разряды имён прилагательных по значению


67. Выпишите прилагательные и определите их разряд
Разряды имён прилагательных по значению


68. Выпишите парами словосочетания, укажите разряды прилагательных и номер перехода.

Железный обруч, каменные уступы, лисий хвост, мышиный цвет, деревянное лицо, лисья хитрость, железный закон, воздушный шар, золотой слиток, воздушный пирог, кроличья норка, золотое слово, мышиный писк, каменное сердце, волчий аппетит, кроличье жаркое, волчье логово, деревянный мост.
Железный обруч (относ.) – железный замок (кач.) – 1;
Каменные уступы (относ.) – каменое сердце (кач.) – 1;
Лисий хвост (притяж.) – лисья хитрость (кач.) – 2;
Мышиный цвет (относ.) – мышинй писк (притяж.) – 3;
Деревянный мост (относ.) – деревянное лицо (кач.) – 1;
Воздушный шар (относ.) – воздушный пирог (кач.) – 1;
Золотой слиток (относ.) – золотое слово (кач.) – 1;
Кроличья норка (прит.) – кроличье жаркое (кач.) – 3;
Волчий аппетит (кач.) – волчье логово (прит.) – 2.

69. При каких условиях не с существительными и прилагательными пишется слитно? Приведите примеры.
- если слово без «не» не употребляется – неряха, ненавистный;
- если слово с «не» может быть заменено синонимом без «не» - неправда (ложь).

70. Раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание прилагательных с не.
Разряды имён прилагательных по значению


71. Прочитайте текст. Сократите его любым способом (см.: обобщение, исключение). Запишите получившийся вариант.

Разряды имён прилагательных по значению


Раз в месяц случался разговор, куда сводить Володю. Папа предлагал хоккей, бокс и кино, а мама звала Володю в музей театр или на выставку. Володе было интересно всё. Однако мама считала папины увлечения несерьёзными, а свои – достойными уважения. Володя, очень доверяя маме, страдал от того, что в нём мирились и папины, и мамины увлечения. Иногда ему казалось, что такие разные родители и поселили в нём неуверенность, переходящую в трусость. Володя знал: будь он похож только на одного из родителей, он бы стал очень смелым.

72. Заполните пустые клеточки в схеме (см.выше). Сформулируйте общее правило.
В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется буква «о», без ударения – «е».

73. -Н- или –нн-? Подчеркните 2 качественных, 2 относительных и 2 притяжательных прилагательных.
Весенняя капель, комисионный магазин, чугунная печь, соловьиные трели, стеклянные двери, вороний клюв (притяж), шерстяной платок, ветреный день (кач.), масляное пятно (относ.), змеиная кожа (притяж.), обыкновенное чудо, иностранные граждане, лунный камень, гусиный караван, ослиное упрямство, свиной окорок, румяный закат, юный барабанщик, мужественный поступок, башенный кран, карманный фонарь, картинная галерея, ветряная мельница, песчаный пустырь, естественный отбор, искусственный разум, каменный дом (относ.), длинная лодка (кач.).

Опишите летний день или зимний вечер, используя данные словосочетания.
В этот летний ветреный день иностранные граждане решили посетить картинную галерею, что находилась в каменном доме за песчаным пустырём. День был жарким, но пасмурным, и потому на пляже делать было нечего.

74. Кроссворд. Впишите в каждую строку прилагательные, образованные от существительных.
Разряды имён прилагательных по значению


75. Вставьте прпущенные орфограммы. Объясните устно правила написания суффикосв –к- и –ск.
1. В ветреный день пенные волны лизали почерневшие водоросли, которые были вытащены на берег рыбацким неводом. (Е.Носов).
2. В его улыбке было что-то детское. (М.Леромнтов).
3. Его проницательный взгляд казался дерзким. (М.Лермонтов).
4. Жгучую крапиву в некоторых областях называют сибирской жалицей. (В. Астафьев).
5. На севере прочнее держатся старинные традиции и ремёсла, где берестяной туесок и деревянную ложку можно встретить не в музее, а в крестьянской избе. (В. Солоухин).