Имя существительное - Ефремова, 6 класс (рабочая тетрадь).



49. Заполните таблицу (см. с. 28) 4-5 примерами.

50. Запишите все разносклоняемые существительные в форме родительного падежа.

Бремени, времени, темени, вымени, знамени, имени, племени, пламени, стремени, пути.

51. Раскройте скобки, употребляя существительные на –мяв нужной форме и исправляя написание местоимений 3-го лица с предлогом.

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего (имя) имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает (время) времени? И по ботанике заняться изучением (семя) семени пшеницы, и в конноспортивной секции покачаться в (стремя) стремени. То ли они не боятся никакого (бремя) бремени, то ли у (их) нихкрепче темя, то ли они вообще из другого (племя) племени? Над этим (ихним) их секретом ломает голову «Радионяня».

52. Согласуйте данные имена и фамилии со стоящими рядом существительными. Изменяются ли данные фамилии? Объясните.

Роман (Виктор Гюго) Виктора Гюго.

Проза (Этель Войнич) Этеля Войнич.

Учебники (Павел Заря) Павла Заря.

Новеллы (Проспер Мериме) Проспера Мериме.

Стихи (Петрусь Бровка) Петруси Бровка.

Песни (София Ротару) Софии Ротару.

 

53. Прочитайте стихотворение-песенку. Выпишите несколняемый существительные, определите их род.

  

Кино (ср.р.), домино (ср.р.), бюро (ср.р.), метро (ср.р.), кашне (ср.р.), пенсне (ср.р.), шоссе (ср.р.), шимпанзе (м.ж.р.), какао (ср.р.), депо (ср.р.), кафе (ср.р.), пальто (ср.р.), колибри (м.ж.р.), какаду (м.ж.р.), жюри (ср.р.), кенгуру (м.ж.р.)

 

54. Подберите к несклоняемым существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Буржуа французский.

Кафе недорогое.

Такси зеленоглазое.

Плато большое.

Пальто тёплое.

Кашне красивое.

Кенгуру быстрый/ая.

Мадам пожилая.

Кофе чёрный.

Колибри маленький/ая.

Леди милая.

Авеню широкая.

Кольраби вкусная.

Пони маленький.

 

55. Составьте предложения, используя данные слова в качестве характеристики лиц женского и мужского пола.

Жадина, соня, умница.

Маленький жадина не делится конфетами.

Плаксивая соня не хочет рано вставать по утрам.

Он – большой умница, но и она тоже умница.

 

56.Ч или щ? Вставьте пропущенную букву, обозначьте суффикс.

Квартиросъёмщик, обработчик, извозчик, бурильщик, оценщик, кладовщик, докладчик, электросварщик, доносчик, фехтовальщик.

 

Объясните написание мягкого знака перед суффиксом.

«Ь» перед суффиксом –щик пишется только после буквы «л»

57. Составьте диктант из существительных с суффиксами -ек и -ик.

Образец: листочек, кораблик.

Сыночек, мясник, лесочек, ластик, платочек, щеночек, котик, ротик, подарочек, мешочек, бантик, фантик.

58. Слитно или через дефис?

(Пол)версты, (пол)доски, (пол)лимона, (пол)армии, (пол)Росии, (пол)урока, (пол)сотни, (пол)игры, (пол)стены, (пол)день, (пол)Европы, (полу)детские, (полу)ночь, (полу)месяц.

 

Полверсты, полдоски, пол-лимона, пол-армии, пол-России, пол-урока, полстены, полдень, пол-Европы, полудетские, полуночь, полумесяц.

 

Разберите указанные слова по составу.

59. Дополните таблицу «Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных».

 

60. Прочитайте текст. Сгруппируйте существительные с пропущенными буквами по орфограммам.

В далёкие времена, когда на земле было полным-полно волшебников, жили в маленькой деревушке мальчик и девочка. Родители их давно умерли, поэтому девочка сама заботилась о младшем брате. Вот случилось им пойти в город за припасами.

Далёк путь, солнышко припекает, пить хочется. Слышит мальчик, что журчит родничок, подошёл он к нему и стал пить студёную водичку. И так вкусна она ему показалась, что никак не мог он от неё оторваться. Вдруг видит сестрица, что стоит перед ней тонконогий оленёночек. Поняла она, что был тот родник заколдован, но ничего не поделаешь, пришлось дальше идти.

 

1) Девочка, водичка.

2) Оленёночек, родничок.

3) Деревушке, братце,

4) Сестрица

5) Времена

 

Выполните морфологический разбор двух существительных (по выбору)

Солнышко – сущ.

П.ф. – солнышко – неодушевленное, средний род, единственное число, именительный падеж, подлежащее.

 

Волшебников – сущ.

П.ф. – волшебник. – одушевленное, мужской род, множественное число, родительный падеж, дополнение.

 

61. Прочитайте продолжение текста упр. 60. Определите тип и стиль текста. Сократите весь текст любым способом (см: обобщение, исключение). Запишите получившийся вариант.

 

Решили сестрица и оленёнок заночевать в доме на опушке. Утром проезжал мимо домика король на охоту, заметил оленя на опушке, захотел его подстрелить, но промахнулся, только ножку ранил. Оленёнок в дом забежал, король зашёл за ним в дом и узнал от девушки, что олень – её заколдованный братец. Попросил король у них прощения и пригласил в своё королевство. Женился король на девушке, и зажили они счастливо. А спустя три года прошло колдовство, и оленёнок стал мальчиком.

 

Вспомните название русской сказки с похожим сюжетом.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».